Форум » ГРНТИ 02 (философия) » Петрова А.В. ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В ДИСКУРСЕ МЕТАКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА... » Ответить

Петрова А.В. ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В ДИСКУРСЕ МЕТАКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА...

admin: ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В ДИСКУРСЕ МЕТАКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЁВА) Петрова Анастасия Валерьевна аспирант Дальневосточный государственный гуманитарный университет г. Хабаровск, Россия скачать в формате pdf

Ответов - 1

maratchel: По поводу статьи Петровой А. Идея соборности в дискурсе метакультурного диалога (на материале философии В.С. Соловьева) Любопытная статья, интересна тем, что пытается отталкиваться от реальной проблемы разобщения на философском уровне. Совершенно верным представляется указание на причину разобщения – крайний субъективизм. В качестве альтернативы предлагается концепция В.С.Соловьева. Недостаток – автор исходит из умозрительных представлений, пусть даже очень привлекательных, игнорируя реального человека, делает упор на внутреннее, игнорируя внешнее. Соловьев был в большей степени диалектиком, рассматривая человека в единстве человеческого и божественного, личности и общества. Но его идеализм был в том, что он не столько стремился к пониманию реальности, сколько к построению умозрительного идеала. Соловьев писал о духовном самосовершенствовании в конце XIX века, а в начале XX –го наш народ решительно устремился к усовершенствованию внешней, материальной действительности. Марксизм оказался более действенным и имеющим влияние на людей потому, что был ближе к реальной жизни, решал реальные проблемы, которыми жили люди. И философия Соловьева и марксизм – это проявление теоретического мышления, «духовной жизни», отличие в близости к реальной жизни. Идеализм определяет человека через внутреннее: «сущность», разум, «нравственное начало», материализм – через внешнее – общественные отношения. И в том и в другом проявляется иерархическое линейное мышление, которое закономерно приводит к редукционизму и выстраиванию иерархий, в которых «первичное» линейно и односторонне определяет «вторичное». В природе нет этих односторонних связей, есть всеобщий характер взаимосвязей, обоюдное взаимодействие, системное единство противоположностей. Этот уровень мышления заведомо фрагментарен, не способен охватить человека или любое другое явление в полноте и целостности и переход от материализма к идеализму мало что меняет. Взаимозависимость идеализма и материализма проявляется в частности в том, что в западном обществе, где господствует идеалистическая идеология, господствующими интересами, которые движут людьми, являются материальные, стремление к наживе, к материальным благам. Это господство утилитарности вполне сочетается с приверженностью христианским «духовным» ценностям. Суть в том, что эти ценности оторваны от реальности, обитают в «умопостигаемом мире» (Кант). А практика социализма приводит к идеализму: стремление к материальным благам порицалось и преследовалось, а добродетелью считалось бескорыстное служение обществу, идее коммунизма. Идеализм выстраивает иерархии духа над природой, индивидуальности над коллективом, материализм – наоборот. Преодоление ограниченности не том, чтобы встать на точку зрения идеализма, как делает автор, а в том, чтобы уйти от взаимного отрицания, понять системное единство этих противоположностей, взаимозависимых и взаимоопределяющих друг друга. С уважением, Шагиахметов М.Р.



полная версия страницы